Маркировка шин и условиях их эксплуатации

Сезон смены шин, как всегда, пришел неожиданно. И как часто бывает в это время, многие автолюбители, особенно не самые опытные, начинают разбираться, что же означают эти символы, нанесенные на шину и состоящие из латинских букв и цифр?


На самом деле это достаточно важная информация, имеющая определяющее значение при выборе и покупке шин. Обойтись без ее понимания невозможно. Поэтому рассмотрим каждый из этих параметров подробнее.

Для примера возьмем следующий типоразмер: 195/65 R15, это надпись, сделанная на боковине шины, она несет достаточно много важной информации.

195 — этот параметр относится к ширине профиля, рассчитывается в миллиметрах.

65 — здесь немного сложнее, речь идет о процентном соотношении высоты профиля шины к ширине. В данном случае это 65%. Бывает еще так, что этот параметр и вовсе пропущен, в таком случае «по умолчанию» это значение считают равным 80%, а шину называют «полнопрофильной».

R — часто ошибочно называют «радиусом шины». Если бы этот параметр обозначал радиус, то реальные размеры шин были бы совсем другие. В действительности R обозначает конструкцию шины, — «радиальную». А цифра 15 — это, как мы уже говорили, не радиус, а посадочный диаметр шины, указанный в дюймах.

Зная эти основные параметры, вы уже можете подбирать шины для своего автомобиля, руководствуясь инструкцией по эксплуатации. Иногда таблички с подходящими размерами расположены кое-где в автомобиле, например, на двери водителя, в ее торцевой части.

Если вы по тем или иным причинам отклоняетесь от рекомендованных параметров типоразмеров, ждите неприятностей. Например, если диаметр шин меньше рекомендуемого, это отразится на дорожном просвете — он тоже станет меньше, что чревато сложностями в управлении и ухудшению проходимости автомобиля. Если диаметр больше — шина может начать задевать металлические части кузова, что недопустимо.

Здесь необходимо однако помнить, что небольшое отклонение от рекомендованных параметров допускается большинством изготовителей автомобилей, и может оказаться даже полезным, если принять во внимание сезонные изменения состояния дорожного покрытия.

Например, в теплое время года, чем больше площадь шины, тем лучше ее сцепление с дорогой. Шина лучше цепляется за полотно, что благотворно сказывается на управляемости. Есть и обратная сторона — большая площадь прилегания дает большее сопротивляется движению. Соответственно, скорость меньше и топлива тратится больше.

В холодное время года, напротив, узкие шины предпочтительнее. Существует параметр «удельного давления в пятне контакта», и вот чем он выше, тем лучше сцепление шины со льдом и снегом. Чем уже шина — тем больше удельное давление. Все просто.

В качестве дополнительной информации приведем еще несколько параметров, которые встретятся вам не так часто, но знание которых может пригодиться.

XL — данный параметр обозначает шины повышенной грузоподъемности. В действительности этот момент многим экспертам представляется спорным.

SUV или 4×4 — шины для полноприводных автомобилей или джипов. Отличаются усиленной конструкцией.

Правильная эксплуатация шин

Одим из главных параметров, определяющих ценность той или иной шины для автолюбителя, является их долговечность. Однако многие забывают, что во многом этот параметр зависит от нас самих, а если точнее, от того, насколько правильно мы эксплуатируем наши шины. Вот несколько моментов, на которые стоит обращать внимание в первую очередь:

Внутреннее давление. Выезжать на автомобиле, давление в шинах которого не соответствует норме, строго запрещено. Рекомендуем минимум раз в месяц проверять давление в шинах в хорошем автосервисе.

Меняем колеса местами. Это позволит избежать преждевременного износа. В инструкции к автомобилю обычно есть пункт на эту тему. Если же нет, помните, что колеса нужно поменять местами примерно раз за 10 тысяч километров пробега. Ниже приведены схемы перестановки колес.

Трогаемся и тормозим плавно. Пробуксовки оставляют на шинах протертые пятна, резко снижающие срок эксплуатации.

Препятствия. Далеко не все понимают, насколько важно снизить скорость перед препятствием. Однако это на первый взгляд простое действие поможет сберечь не только шины, но и ходовую вашего автомобиля.

Износ рисунка протектора. Такой же важный параметр, как давление воздуха в шинах. Допустимая минимальная глубина протектора — 1,6 мм. Если она меньше — шину необходимо заменить. Сохранить глубину протектора в необходимом диапазоне вам помогут наши советы выше.

Существует два вида протекторов шин — европейские и скандинавские. Европейские предназначены для эксплуатации в регионах с относительно мягким климатом, их рисунок называется «дождевым», и рассчитан для наиболее эффективного удаления воды и грязи из зоны сцепления шины с дорожным покрытием. Скандинавский тип — для более экстремальной, холодной погоды, со снегом и льдом. Рисунок такой шины изобилует прямоугольными элементами с острыми гранями, что препятствует скольжению и повышает управляемость автомобиля.

Какой из типов протектора выбрать — зависит от региона, в котором вы живете.

Камерные или бескамерные?

Бескамерные шины уже довольно давно вытеснили своих камерных конкурентов. Обозначаются эти два типа шин символами TT (камерные) и TL (бескамерные). Учитывая, что в наши дни камерными шинами пользуются исключительно поклонники стимпанка, рассмотрим здесь основные преимущества бескамерных шин. Итак:

  • Самое главное и основное, из-за чего бескамерные шины пользуются такой популярностью: при проколе такая шина теряет давление очень медленно. При определенной доле везения вы сможете доехать на такой шине до СТО без замены. Да и после прокола поведение авто на дороге не сильно изменится (в отличие от камерной шины).
  • Небольшой вес. Бескамерные шины ощутимо легче своих камерных конкурентов. Как следствие — лучшая управляемость, меньший расход топлива.
  • Легкий ремонт. Вы можете заклеить прокол даже самостоятельно, при помощи специальных спреев и паст. Лучше, конечно, доверить эту работу профессионалам, без наличия навыков и инструментов сделать эту работу грамотно у вас не получится.
  • Длительный срок эксплуатации. В среднем на 10-12% дольше, чем у камерных шин, за счет многих факторов, среди которых — применение современных материалов и отсутствие трения между камерой и шиной.

Есть и недостатки. Как мы уже писали выше, ремонт бескамерки хоть и несложный, однако требует специальных инструментов, материалов, и главное — умения. Некоторые эксперты приводят также в качестве недостатка возможность быстрой разгерметизации бескамерки при повреждении области стыковки диска и борта шины. Но этот случай настолько редкий, что опасаться его не стоит.

Липучка или шипы?

Если говорить об эксплуатации в городских условиях в зимний период, то липучки пользуются гораздо большей популярностью. Езда на таких шинах более комфортна, что обеспечивается рисунком протектора с большим количеством ламелей. Это позволяет покрышке лучше сцепляться с дорогой, прилипать к ней. Подтаявший снег или льдистая каша на дороге не станет для такой шины слишком серьезным испытанием.

Шипованная резина больше подходит тем, кто ездит зимой на природе, по проселочным дорогам и в местах, где дорожные службы не занимаются расчисткой. Сцепление с дорогой у таких шин максимально, однако они больше подвержены износу. Отдельные шипы могут вылетать из своих гнезд, повреждая покрышку, ваш или соседний автомобиль. Шипованную резину нужно чаще балансировать — до нескольких раз за сезон. Будьте готовы к увеличению томозного пути и к повышенному расходу топлива.

Будьте осторожнее за рулем, следите за состоянием ваших шин и удачной вам дороги!


up