В России начали тестировать новый способ оповещения водителей

По одному из сценариев, машины «скорой помощи» смогут перехватывать сигнал Radio Data System (RDS) в приемниках автомобилей для передачи срочных сообщений


В России начали тестировать новый способ быстрой передачи экстренных сообщений для водителей и пассажиров. Об этом газете «Коммерсантъ» рассказал начальник управления связи, оповещения и автоматизированных систем департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы Сергей Мартышков. Метод передачи связан с перехватом сигнала RDS радиоприемника в автомобилях.

По его словам, в прошлом году специалисты начали тестирование нескольких радиостанций для перехвата RDS на специальном стенде. В частности, задача состоит в том, чтобы передавать сообщения не на всю Москву, а локально — по отдельным районам, улицам и т.п. «Можно прервать музыку, оставить приемник включенным и передать сообщение водителю», — пояснил Мартышков.

Речь идет о создании стандарта для всех экстренных оперативных служб, поэтому работы проводятся под эгидой Минкомсвязи, отметил господин Мартышков. По его словам, благодаря передаче экстренных сообщений в RDS радиоприемников машины «скорой помощи» смогут заранее предупредить водителей о приближении, чтобы те уступили дорогу. Представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая подтвердила интерес властей к этой системе, отметив, что «вопрос в начальной стадии обсуждения». По ее словам, идею инициировал департамент информационных технологий Москвы (ДИТ).

А вот по мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, идея московских властей сейчас не очень актуальна.

Функция RDS была модной в середине 1990-х годов, а сейчас каждый имеет смартфон, через который можно узнавать информацию о пробках, ДТП и путях подъезда. Никто не может обязать автовладельцев слушать радиоприемники с RDS и покупать их. Если кому-то хочется на этой идее заработать, у них ничего не выйдет

Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев

Вместе с тем подобная практика уже существует в мире. Разработка студентов Королевского технологического института помогает избегать случаев, когда водители не слышат сирены спецслужб. С помощью системы сотрудники аварийных и спасательных служб могут во время движения передавать другим автомобилистам на дороге информацию о своем передвижении. Для связи с участниками дорожного движения работники «скорой» используют каналы FM-радиовещания. Заглушив музыку, в эфир отправляется сообщение о приближении автомобиля аварийной службы с просьбой уступить дорогу.

Пока же технология не нашла массового применения власти пытаются на законодательном уровне отрегулировать случаи, когда, к примеру, «скорой помощи» не оказывается приоритет в движении.

Накануне в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает увеличение в 60 раз с 500 до 30 тыс. руб. штрафа за непредставление дороги машинам с мигалкой. Документ разработан для предотвращения ситуаций, возникающих с угрожающим постоянством и приводящих к непоправимым последствиям. Кроме того, законопроект предлагает также лишать водительских прав на срок от полутора до двух лет за непредставление дороги автомобилям с включенным проблесковым маячком синего цвета.

Ранее также высказывалась идея о том, чтобы разрешить автомобилям «скорой помощи» таранить мешающие проезду транспортные средства. Однако инициатива встретила резкую критику со стороны депутатов и страховщиков.

Вопрос об ужесточении ответственности за непропуск «скорой помощи» начал обсуждаться с новой силой сразу после нескольких громких инцидентов. Один из произошел в середине января в Петропавловске-Камчатском, где водитель несколько минут не пропускал «скорую помощь», которая ехала на вызов, из-за чего автомобили не могли разъехаться во дворе. Прибыв на место, медики констатировали смерть пациента.